Урок
10 ЦЕРКОВЬ Природа
церкви
Духовная
жизнь христианина имеет не только
уникальное начало, но
также и уникальную форму своего выражения.
Спасение каждого человека является
сугубо индивидуальным делом, (т.е.
спасение возможно только по личной вере
в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя).
Тем не менее, с момента возрождения,
каждый истинно верующий христианин
немедленно соединяется с миллионами
других подобных ему детей Божьих в
единой семье. Эта семья называется
церковью.
Библия
говорит о двух аспектах церкви: Вселенская
Церковь и поместная
церковь. Эти оба элемента функционирования
церкви очень важны. Каждый христианин
должен их понимать и иметь верное
отношение к ним. Вселенская
Церковь.
Вселенская
Церковь – это духовное
единение всех рождённых свыше, детей
Божьих, живших ранее и живущих сегодня
по всему миру. Это единое Тело Христово,
которое духовно соединено с Главой.
Вселенская Церковь едина в Духе Христовом
и поэтому это единение не ограничивается
политическими, национальными и другими
существующими земными границами.
Мф
16:18 «и Я говорю тебе: ты-- Петр, и на
сем камне Я создам Церковь Мою, и врата
ада не одолеют ее»;
Создание церкви
было важной целью первого пришествия
Иисуса Христа на землю.
Создание
Вселенской Церкви
Индивидуальные
члены Церкви Иисуса Христа
соединяются воедино посредством Духа
Святого, поселяющегося в сердце
христианина при его рождении свыше
1
Кор 12:13 «Ибо все мы одним Духом
крестились в одно тело, Иудеи или Еллины,
рабы или свободные, и все напоены одним
Духом».
Еф
1:13 «В Нем и вы, услышав слово истины,
благовествование вашего спасения, и
уверовав в Него, запечатлены обетованным
Святым Духом»,
Создание
церкви Иисуса Христа стало возможным
только после дня Пятидесятницы, когда
Дух Святой сошёл на землю для того, чтобы
объединить верующих в единое Тело
Христово.
Поместная
церковь
Кроме того
что все рождённые свыше христиане
объединены духовно во Вселенскую
Церковь, существует ещё
один уровень объединения детей Божьих
– поместная церковь.
Поместная
церковь создана Богом в качестве
необходимой среды для практического
проявления духовного единства христиан.
В Новом Завете
упоминаются многие поместные церкви:
Церковь в
Иерусалиме (Деян. 2:42)Церковь в
Коринфе (Послания к Коринфянам)Церковь в
Риме (Послания к Римлянам)И др.
Поместная
церковь необходима по следующим причинам: Место для
взаимного служения
Еф
4:16 «из Которого все тело, составляемое
и совокупляемое посредством всяких
взаимно скрепляющих связей, при действии
в свою меру каждого члена, получает
приращение для созидания самого себя
в любви». Место для
взаимной подотчетности
Мф
18:15 «Если же согрешит против тебя
брат твой, пойди и обличи его между тобою
и им одним; если послушает тебя, то
приобрел ты брата твоего; 16 если же не
послушает, возьми с собою еще одного
или двух, дабы устами двух или трех
свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви;
а если и церкви не послушает, то да будет
он тебе, как язычник и мытарь». Место для
взаимной помощи
Гал
6:2 «Носитебремена
друг друга, и таким образом исполните
закон Христов».
Рим
15:1 «Мы, сильные, должны сносить немощи
бессильных и не себе угождать. 2 Каждый
из нас должен угождать ближнему, во
благо, к назиданию». Принадлежность
к церкви
Церковь
Иисуса Христа является духовным
организмом, поэтому принадлежность к
ней определяется, прежде
всего, определёнными духовными условиями,
находящими своё выражение в определённых
видимых факторах.
Мф
7:21 «Не всякий, говорящий Мне: „Господи!
Господи!", войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Условия
Для того
чтобы принадлежать к церкви Иисуса
Христа нужно, прежде всего, быть рождённым
свыше Христианином.
Рим
8:9 «Если же кто Духа Христова не имеет,
тот [и] не Его».
1
Кор 12:13 «Ибо все мы одним Духом
крестились в одно тело, Иудеи или Еллины,
рабы или свободные, и все напоены одним
Духом».
Рождение
свыше представляет собой:Признание
себя грешником нуждающимся в спасении,Понимание
сущности Евангелия,Принятие
Иисуса Христа как Господа и Спасителя.
Рождение
свыше обязательно выражается в изменении
жизни.
Лук
9:23 «Ко всем же сказал: если кто хочет
идти за Мною, отвергнись себя, и возьми
крест свой, и следуй за Мною».
Иоан
10:27 «Овцы Мои слушаются голоса Моего,
и Я знаю их; и они идут за Мною». Видимые
знаки
Кроме
внутреннего перерождения Господь
оставил ещё два видимых знака
принадлежности к церкви, которые
подтверждают или свидетельствуют о
происшедших внутренних переменах. Эти
два видимых знака: Водное Крещение и
Вечеря Господня Крещение
Иисус Христос
заповедал, чтобы все,
уверовавшие в Него, принимали водное
крещение.
Мф
28:19 «Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго
Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел
вам; и се, Я с вами во все дни до скончания
века. Аминь».
Водное
крещение это внешнее подтверждение,
или свидетельство, о духовных переменах,
происшедших с человеком. Оно осуществляется
посредством полного погружения в воду.
Когда крещаемого погружают в воду это
означает, что он свидетельствует о своём
отречении от жизни греха и самоцентризма
(умирание для греха). Когда крещаемого
поднимают из воды это означает, что он
восстаёт для новой жизни, посвящённой
новому Господину – Иисусу Христу.
Рим
6:3 «Неужели не знаете, что все мы,
крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть
Его крестились? 4 Итак мы погреблись с
Ним крещением в смерть, дабы, как Христос
воскрес из мертвых славою Отца, так и
нам ходить в обновленной жизни. 5 Ибо
если мы соединены с Ним подобием смерти
Его, то должны быть [соединены] и [подобием]
воскресения»,
Следует отметить,
что крещение не несёт в себе какого-то
мистического действия. Оно представляет
собой внешнее свидетельство того, что
уже произошло в рождённом свыше человеке.
Вечеря
Господня
Вторым видимым
знаком связанным с принадлежностью к
церкви является Вечеря Господня.
Вечеря
Господня была заповедана самим Иисусом
Христом для совершения на протяжении
всего времени земной истории церкви.
1
Кор 11:23 «Ибо я от [Самого] Господа
принял то, что и вам передал, что Господь
Иисус в ту ночь, в которую предан был,
взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил
и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело
Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
воспоминание. 25 Также и чашу после
вечери, и сказал: сия чаша есть новый
завет в Моей Крови; сие творите, когда
только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб
сей и пьете чашу сию, смерть Господню
возвещаете, доколе Он придет».
Установление
Вечери Господней было связано с
воспоминанием выхода народа Израильского
из Египта – еврейской пасхой.
Лук
22:15 «и сказал им: очень желал Я есть
с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть
ее, пока она не совершится в Царствии
Божьем. 17 И, взяв чашу и благодарив,
сказал: примите ее и разделите между
собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду
пить от плода виноградного, доколе не
придет Царствие Божье. 19 И, взяв хлеб и
благодарив, преломил и подал им, говоря:
сие есть тело Мое, которое за вас
предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия
чаша [есть] Новый Завет в Моей крови,
которая за вас проливается.». Смысл
Вечери Господней – воспоминание причины
нашего спасения – заместительной
жертвы Иисуса Христа,
принесённой за нас.
Некоторые
церкви (например, Православная и
Католическая) учат, что при благословении
хлеба и вина во время Вечери, эти элементы
превращаются в тело и кровь Иисуса
Христа, принимая которые, человек
получает особую благодать от Бога. На
самом деле никакого мистического
действия в момент Вечери Господней не
происходит. Хлеб остаётся хлебом и вино
остаётся вином. Мы в благоговении
принимаем хлеб и вино, вспоминая о жертве
Христа, как о причине нашего спасения,
и этим свидетельствуя о Его смерти
другим.
1
Кор 11:23 «Ибо я от [Самого] Господа
принял то, что и вам передал, что Господь
Иисус в ту ночь, в которую предан был,
взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил
и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело
Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
воспоминание. 25 Также и чашу после
вечери, и сказал: сия чаша есть новый
завет в Моей Крови; сие творите, когда
только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб
сей и пьете чашу сию, смерть Господню
возвещаете, доколе Он придет».
Подход к
Вечере Господней
Хотя Вечеря
Господня не несёт в себе мистики, Господь
заповедал очень серьёзное отношение
её участников к ней.
Прежде
всего, участвующие в Вечере Господней
должны внутренне, в своём сердце,
рассуждать о жертве Иисуса Христа и о
Его спасительном действии по отношению
к нам.
1
Кор. 11:29 «Ибо, кто ест и пьет недостойно,
тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая
о Теле Господнем».
Во-вторых,
каждый участвующий должен испытывать
самого себя прежде чем принимать хлеб
и вино.
1
Кор. 11:28 «Да испытывает же себя человек,
и таким образом пусть ест от хлеба сего
и пьет из чаши сей».
Испытывать
самого себя означает проверять
свои мотивы – действительно ли в сердце
нет гордыни и самовозвышения. Кроме
того, испытание себя означает полное
представление себя на суд Христов,
понимание полной зависимости от Него
и полное подчинение себя Ему.
1
Кор 11:31 «Ибо если бы мы судили сами
себя, то не были бы судимы».
Кроме того,
участие в Вечере Господней это всегда
выражение благодарности Богу за чудесный
дар спасения, полученный
от Него. Практика
церкви
Сегодня
различные церкви имеют различные формы
служения. Говоря о разных формах служения
в первых церквях, Писание не предписывает
какого-то одного, специального порядка
богослужения. В то же
время, Библия учит о некоторых неотъемлемых
принципах, которые обязательно должны
присутствовать в церкви и без которых
церковь не состоится.
Основные
элементы церковной жизни перечислены
в описании жизни первой церкви в
Иерусалиме:
Acts
2:42 И они постоянно пребывали в учении
Апостолов, в общении и преломлении хлеба
и в молитвах.
Во-первых,
основным делом церкви должна быть ясная
проповедь Библии (учение Апостолов).
Без этого невозможна правильная жизнь
членов церкви и правильное функционирование
самой церкви.Во-вторых,
члены церкви обязательно должны иметь
общение между собой. Именно в общении
они могут поддерживать друг друга,
исправлять друг друга, служить друг
другу и совместно служить Богу.В-третьих,
в церкви обязательно должна совершаться
Вечеря Господня (преломление хлеба).
Это неотъемлемая часть христианской
жизни. Люди способны забывать причину
своего спасения и поэтому нам необходимо
регулярно участвовать в Вечере Господней.В-четвёртых,
Церковь это место где молятся Богу.
Собираясь вместе мы прославляем Бога,
благодарим Его, приносим Ему свои нужды,
а также просим Его о других. Молитва
очень важная часть церковной жизни.
Она позволяет нам иметь близкое общение
с Богом и друг с другом.
Структура
управления церкви
Представляя
собой духовных организм,
Церковь Иисуса Христа, тем не менее,
имеет ясную структуру руководства,
установленную Богом.
Прежде всего
единым главою церкви является Иисус
Христос
Еф.
1:22 «и все покорил под ноги Его, и
поставил Его выше всего, главою Церкви»,
Стать
христианином означает признать полное
Господство Иисуса Христа в жизни. Воля
Иисуса Христа выражается в Его Слове –
Библии. Таким образом, каждый христианин
подотчётен Божьему Слову.
Кроме Иисуса
Христа, Которому
непосредственно подчинён каждый
христианин, в поместной церкви Бог
установил людей, которым Он дал специальные
духовные дарования и качества, которыми
они могут служить Ему и всей церкви.
В Новом
Завете эти люди называются: «пастыри,
пресвитера, епископы и учители».
1
Петра 5:1 «Пастырей ваших умоляю я,
сопастырь и свидетель страданий Христовых
и соучастник в славе, которая должна
открыться: 2 пасите Божие стадо, какое
у вас, надзирая за ним не принужденно,
но охотно и богоугодно, не для гнусной
корысти, но из усердия, 3 и не господствуя
над наследием [Божиим], но подавая пример
стаду»;
Благодаря тому,
что Бог дал этим людям больше опыта и
духовных дарований, они являются
духовными лидерами для всех остальных
членов церкви.
Служителем
в церкви может быть только
тот, кто отражает в своей жизни особые
качества, перечисленные в 1 Тим. 3:1-7 и в
послании к Титу 1:6-9.
Титу
1:6 «если кто непорочен, муж одной
жены, детей имеет верных, не укоряемых
в распутстве или непокорности. 7 Ибо
епископ должен быть непорочен, как Божий
домостроитель, не дерзок, не гневлив,
не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро,
целомудрен, справедлив, благочестив,
воздержан, 9 держащийся истинного слова,
согласного с учением, чтобы он был силен
и наставлять в здравом учении и
противящихся обличать».
Задача
служителей заключается в том,
чтобы пребывать в изучении Слова и в
молитве, а также в осуществлении духовного
попечения о членах церкви, снаряжении
их для служения и обеспечении духовного
лидерства.
Члены церкви
должны повиноваться служителям, почитать
их и забоится о них.Евр
13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим
и будьте покорны, ибо они неусыпно
пекутся о душах ваших, как обязанные
дать отчет; чтобы они делали это с
радостью, а не воздыхая, ибо это для вас
неполезно».
1
Фес 5:12 «Просим же вас, братия, уважать
трудящихся у вас, и предстоятелей ваших
в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитатьих
преимущественно с любовью за дело их;
будьте в мире между собою».
Обычно в
церкви имеется несколько служителей
(один из которых является
«первым» или «руководящим»
пастором). Все служители составляют из
себя Совет Служителей церкви, который
несёт ответственность за общее руководство
церковными делами.
Кроме
пасторов и пресвитеров в церквях ещё
избираются диаконы, задача которых
заключается в оказании всяческой помощи
служению пасторов. К диаконам также
относятся специальные требования,
описанные в 1 Тим. 3:8-9
1
Тим 3:8 «Диаконы также [должны быть]
честны, не двоязычны, не пристрастны к
вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие
таинство веры в чистой совести».
Пресвитеры
и диаконы избираются церковью. Церковь
выражает своё доверие служению каждого
отдельного служителя посредством
рукоположения – торжественного служения,
на котором служители благословляются
Богом и церковью на предстоящий труд.
Домашнее
задание
Выучить:
Мф 28:19-20